18+
Специальная версия

"Кардиограмма" российско-китайской торговли

По данным Главного таможенного управления Китая, объем китайско-российской торговли в 2013 году составил $89,21 млрд и вырос, по сравнению предшествующим годом, на 1,1%. Между тем данные свидетельствуют об отрицательном сальдо России в торговле с Китаем: российский импорт составил $49,59 млрд (рост на 12,6%), в то время как экспорт из России в Китай снизился на 10,3%, составив $39,62 млрд. Цифры говорят о том, что темпы роста товарооборота между двумя странами в 2013 году пережили существенное падение. Тем не менее, Китай остается крупнейшим экспортером продукции в Россию, а России удалось сохранить место в числе 10 крупнейших торговых партнеров Китая, хотя доля российского экспорта в общем объеме китайского импорта, который составил в 2013 году $1,96 трлн, весьма незначительна - всего 2,02%. По мнению китайских специалистов, причины падения темпов роста товарооборота между странами связаны не только с замедлением темпов роста глобальной экономики, но и лежат в плоскости внутренних экономических проблем России и Китая. "В России это связано с отсутствием существенных изменений в структуре производства и отсутствием точек роста в экономике, а в Китае со смещением акцента в развитии с роста инвестиций в стимулирование внутреннего потребления", - считает научный сотрудник института России, стран Восточной Европы и Средней Азии Академии общественных наук Китая Ли Цзяньминь. С последним положением можно не согласиться, так как китайская внешняя торговля, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру в мире, продемонстрировала стабильный рост – совокупный объем внешней торговли со всеми странами мира увеличился в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, на 7,6%, достигнув рекордного объема в $4,16 трлн, причем китайский экспорт также увеличился на 7,9%, достигнув значения в $2,21 трлн при увеличении объемов импорта на 7,3%, до $1,95 трлн. В российско-китайской торговле по-прежнему на протяжении многих лет сохраняются и структурные проблемы: экспорт из России в Китай в основном состоит из сырьевых товаров, в то время как Китай экспортирует в Россию продукцию с высокой добавленной стоимостью. Дальнейшему наращиванию объемов поставок в Китай сырьевых товаров препятствуют неразвитая транспортная инфраструктура России (ограниченные возможности по обработке грузов пограничных железнодорожных переходов и морских портов, невысокая конкурентность российских сырьевых товаров из-за постоянно растущих тарифов на перевозки железнодорожным транспортом и за обработку грузов в портах). А препятствием на пути роста китайского экспорта в Россию являются высокое насыщение рынка потребительских товаров и электроники на фоне снижения реальных доходов населения в России и отсутствие у российских предприятий планов по обновлению, по вводу новых производственных мощностей. Продукция китайских производителей также несколько потеряла и будет терять свои конкурентные преимущества на рынке потребительских и промышленных товаров России из-за роста цены на сырье и стоимости рабочей силы в Китае Китайские ассоциации производителей продукции в различных областях, начиная от продукции легкой промышленности - до электроники, машиностроения, автомобилестроения, металлургического и горного машиностроения, а также дорожно-строительных машин и оборудования, в ходе прошедших в начале года отраслевых совещаний по итогам года отмечали падение объемов экспорта в Россию своей продукции. Фактом стало и снижение требований к качеству продукции со стороны российских заказчиков, что связано со стремлением "ужать цену" закупаемой продукции. Китайские отраслевые аналитики также заметили, что произошло существенное падение производства аналогичной продукции и в самой России, которое по некоторым направлениям достигло 30%. Оживление экономической ситуации в США, странах Западной Европы и Японии уже сейчас заставляет китайских производителей активизировать свои усилия по продвижению своей продукции на рынки этих государств и регионов, нежели наращивать торгово-экономические связи с северным соседом.

667

Оставить сообщение:

ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Рекламный баннер 970x90px 970na90